Система работы учителя истории МБОУ «РСШ №2» Гундоровой Е.А. «Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории средствами игровых технологий»


Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история...
Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В свете модернизации образования в РФ которая выделяет приоритетные направления развития Российского образования:1.переход на новые образовательные стандарты; 2.развитие системы поддержки талантливых детей; 3.совершенствование учительского корпуса; 4.изменение школьной инфраструктуры; 5.сохранение и укрепление здоровья школьников; 6.расширение самостоятельности школ; принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. К созданию условий относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках истории.

В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»

Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»
Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В-четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.
В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.

Один из важнейших показателей учителя-предметника - это успеваемость учащихся. Данные представлены в таблице:

Учебный год Качество и
знаний и СОУ по школе
(%)
Класс История
% успе-ваемости % качества %
СОУ
2018-2019 КЗ -71
СОУ -63
100 60 56
100 72 63
100 75 53
100 60 50
10 100 79 72
11 100 86 59

2019-2020
КЗ -74
СОУ -69
95 73 58
100 64 60
100 58 63
100 76 67
100 76 70
10 100 100 61
11 100 85 89
В целях повышения качества знаний по истории, развития интереса к предмету на протяжении ряда лет провожу:
- викторины по истории, например «Колесо истории», «Своя игра» «Истоки» и др;
- конкурсы на лучшее сочинение, например «Я увидел Ивана Грозного»
Развитие творческих способностей обучающихся, повышение общей культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, привитие интереса к изучению истории, выявление и занятия с одарёнными детьми – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внекласснуюработу.
Форма внеурочной деятельности, его наименование Регулярность (периодичность)    
2017-2018 уч.год 2018-2019 уч.год 2019-2020
уч.год.
 
Кружок «Юный историк»
(5-11 классы)
1 раз в неделю 15 чел 17 чел 20 чел  
Предметная неделя 1 раз в год 53% 66% 78%  
Школьная олимпиада 1 раз в год 24 38 69  

Выводы: Количество учащихся, занимающихся в кружке, стабильно высокое.
Занятия привлекают большое количество ребят, так как им интересно, что подтверждают итоги опроса.
Ежегодно в школе проходитпредметная неделя. В это время мы организуем конкурсы презентаций, проектов, газет, фотографий, рисунков на историческую тему, различные интеллектуально-познавательные игры, викторины. Основные формы организации работы с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.
Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.
Таким образом, дидактическая игра на уроках должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствуют фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; новый взгляд учеников на известные уже факты и явления; пополнение и расширение знаний; установление связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижения цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей - будущих взрослых.

Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки с использованием игровых технологий, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем.
2. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию.
3.После изучения большого блока тем с ребятами проводим дискуссии в которых они делятся своими открытиями в знаниями по этой теме.
4. Ученики стали призёрами районной олимпиады:
Ученик 7 класс Хомутов Никита призер районной олимпиады по истории в 2017 г.
Ученица 11 класса Колупаева Анастасия призер районной олимпиады по истории в 2020г.
5. Некоторые ученики проявляют особый интерес к предмету, читают историческую литературу, приносят видеофильмы для просмотра на уроке, делают сообщения, помогают учителю в проведении урока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. –Екатеринбург, 1999.
  2. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1994. - № 4.
  3. Ананьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. – М., 1996.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  5. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. – М., 2001.
  6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 3.
  7. Воспитание. Второй класс. «Ориентир». Ч.1/ Под ред. М.П.Осиповой. – Брест, 2001.
  8. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1966. - № 6.
  9. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. – М., 1988.
  10. Голов А.А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. –М., 1984.
  11. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. – 2001. - № 8.
  12. Гуревич А.Я. История конца ХХ века в поисках метода. – М., 1999.
  13. Занько С.Ф. Возможности обучающих игр // Обществоведение в школе. –1998. - № 2.
  14. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения: В 2 т. Т.2. – М., 1992.
  15. Игровое моделирование: теория и практика / Под ред. И.С.Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  16. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. – 1989. - № 4.
  17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.., 1989.
  18. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2001.
  19. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на урокахистории. – М., 2001.
  20. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на урокахистории// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 8.
  21. Куприянов Б.В., Рожков М.И. Организация и методика проведения игр сподростками. – М., 2000.
  22. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
  23. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М., 1978.
  24. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 8 т. Т.4. - М., 1978.
  25. Озеркова И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. – 2000. - № 1.
  26. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996.
  27. Селевко Г.К. Великая иллюзия. Игра как метод обучения // Учительская газета. – 2005. - № 40.
  28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
  29. Чшиева Т.Л. Использование технологии деловых компьютерных игр приобучении основам экономики и управления // Народное образование. –1999. - № 6.
  30. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 335.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Урок-игра с элементами дискуссии

«Суд над Сократом»

Познавательное задание на весь урок:

- Были ли справедливы и обоснованы обвинения, выдвинутые противСократа?
- Почему всеми уважаемый человек предстал перед судом?
- Считаете ли Вы справедливым смертный приговор Сократу?

Ход игры

Слово ведущего:Идёт 399 год до н.э. Прошло всего пять лет, как закончилась поражением долгаявойна со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себеодин и тоже вопрос: как случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивымгородом Эллады, а теперь этот город оказался на краю гибели? Может быть, в этом виноватытакие как Сократ? Что бы выяснить это, мы и собрались сегодня на суд. Сократ известен нетолько афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала послушаем Платона, егоученика.
Платон: Я — ученик Сократа! Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своегоучителя, но больше — о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до нашей эры вбедной семье каменотёса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Я не знаю кто он попрофессии, он никогда ни говорил об этом, но слышал, что люди говорили, что он помогалотцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедоватьсвои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрогоПерикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрёл особый вид беседы, который мы называем сократовским. Суть её в том, что каждый вопросразбивается на несколько мелких, так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет.Сократ строил свою беседу так, что всегда доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить или посмеяться, сам про себя он говорил:Я знаю только то, что ничего не знаю, и добавлял, что первым шагом к познанию мираявляется познание самого себя. Сократ был и есть сторонник Афинской демократии, нокритикует её. Не за это ли теперь его судят? Сам Сократ называет себя не мудрецом, алюбящим мудрость, отсюда и произошло понятие философия, которое означает — любовь кмудрости.
Демонстрируются написанные на доске афоризмы, принадлежащие Сократу:

1. Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть.
2. Говорят, что боги ни в чём не нуждаются, так вот: чем меньше человекунадо, тем больше он похож на бога.
3. Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись.
4. Если бы мы брали всё, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мыпросили.

Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения.
Слово ведущего:Обратите внимание на количество судей — 500. это сделано для того, чтобызатруднить их подкуп, к тому же, этот суд особый. Такого не было уже лет двадцать. Судят философа! Посмотрите на него (демонстрируется портрет). Сократу семьдесят лет, этоневысокий крепкий старик, в грубом бедняцком плаще и босой. Когда-то в Афины приехалучёный знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели кСократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив и необуздан до бешенства». Афинянерасхохотались и уже собирались побить знахаря, потому, что не было в Афинах человекадобродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но философ остановил их: «Граждане, он сказалвам чистую правду: я действительно чувствовал в себе жадность и гнев, но сумел взять себяв руки, воспитал себя и вот — стал таким, каким вы меня знаете».Так что о воровстве, обиде, обмане или государственной измене и речи идти неможет. Так за что же судят Сократа? Послушаем трёх главных обвинителей — Милета,Анита и Ликона.
Анит: Я гражданин Афин, Анит. Я обвиняю Сократа в том, что он не признаётгосударственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина городавеликой Афины Паллады. Сократ — уважаемый человек в нашем городе, много говорит,много беседует с людьми. А что если, другие станут поклоняться новым богам или ужеделают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые нашиграждане недостаточно стойко защищали наших богов.
Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всехобрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это.Говорят, что он поклоняется новым богам — это про то, что у него есть внутренний голос, который он постоянно слышит и слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчицаПифия слышит голоса богов с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамениябогов дающиеся в полёте птиц и пламени жертвенного костра. Почему вы не верите, что иСократу боги могут что-нибудь говорить?
Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он — враг народа! Нашадемократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мывыбираем себе начальников по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что этосмешно, причём так смешно, как кормчего выбирать на корабль по жребию, а не по знаниями опыту.
Голос из толпы: Но это же неправильно! Нельзя заниматься каким-либо делом, ненаучившись ему. Нельзя хорошо управлять государством потому, что принадлежишь квласти по рождению!
Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт?Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потомгубят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя нашфлот в гибельный поход на Сицилию, а когда война закончилась — нас чуть не извёлжестокий Критий, глава «тридцати тиранов». Но ведь оба они — ученики Сократа.
Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ — не враг народа, а его друг. ИАлкивиад и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальнымилишь когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его,утверждая, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду,разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил,что государством должны управлять хорошие люди, но не говорил, что хорошим можнобыть только по рождению. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человекхотел учиться этому.
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравыюношей, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности.Ведь он сам беднее всякого нищего. Я сам слышал как на рынке Сократ приговаривал: «Какприятно, что есть столько вещей без которых можно обойтись».
Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укорила мужа: «Что скажут людио нашей бедности?». Он ответил улыбнувшись: «Если люди разумные, то им всё равно, аесли не разумные, то нам всё равно». Сократ может быть чудак, но никак не враг народа!
Фокион: Я Фокион, тоже считаю что Сократ не портит нравы молодёжи. Разве онучит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, апока не ввели, повинуйтесь этим».
Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ — чудак, и все его разговоры о справедливостии добродетели не только пусты, но и опасны. Он задаёт вопросы и не даёт ответов на них.Сколько не отвечай на его вопросы, всё равно чувствуешь себя в тупике. Ему маловыполнять законы государства, он доискивается что такое истинная справедливость.
Голос из толпы: Сократ — насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается надостальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься дочего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Нонельзя же думать до бесконечности, надо когда-то и дела делать.
Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чём его обвиняют. Он мудрец, имудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократмудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не потому, какон рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о Солнце и звёздах,но разве я могу в доказательство сделать хоть одну маленькую звезду? Когда я рассуждаю охороших и плохих поступках, то я сам стараюсь делать хорошие и не делать плохих, и этолучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, затотак тонко, как никто.
Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завёл разговор с Сократом.
- Хорошо ли красть? — спросил он у меня.
- Нехорошо, — ответил я.
- Всегда?
- Всегда, — ответил я.
- А украсть оружие врага перед сражением?
- Да, надо уточнить: «У друзей красть нехорошо».
- А украсть меч у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? —
продолжал допытываться Сократ.
- Да, надо уточнить, но как?
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.
Слово ведущего: Мы выслушали речи и обвинителей и защитников, а теперьпредставим слово самому Сократу.
Сократ: Граждане Афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такиенадуманные, что о них трудно говорить серьёзно. Наверное дело не в них, а в чём-то другом.Нет, афиняне привлекли меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь по какой.Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь:«Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился, ведь я то знал, что этого не можетбыть — ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошёл по людям учится уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своёмремесле знал гораздо больше меня. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно вовсём и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотелсказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому ямудрее чем они.С этих пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надоповиноваться. И многие меня за это и невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего незнаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсеничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаювопросы и себе и другим. Задумываясь над этими вопросами никак нельзя стать дурнымчеловеком, а хорошим можно. Потому я думаю, что совсем не виноват.
Слово ведущего: Судьи начали совещаться. Обвинений Милета, Анита и Ликонавсерьёз никто не принимает. Однако, судьи, как и многие другие, не раз вставали в тупик вбеседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этими спорами. Сейчас подвернулась хорошая возможность отомстить. К тому же, кто-то должен стать виновным втом, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.
Судьи: Мы признаём Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за мерунаказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинители должны предложить свою мерунаказания, а обвиняемый — свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себяневиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даюумам вашим впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому, ябы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казённый счёт, потому что ячеловек бедный. Могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить если всегодобра у меня и на пять мин не наберётся.
Слово ведущего: Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Сторонники осталисьдовольны, противники — восприняли её как издевательство над собой. Судьи проголосовалии назначили Сократу смертную казнь.
Сократ: Граждане, я старый человек и смерти боятся мне не пристало. Что приноситлюдям смерть, я не знаю. Возможно она избавит меня от тяжкой дряхлости и это хорошо,возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратится к нимсо своими расспросами, и это будет ещё лучше. Поэтому давайте разойдёмся: я — чтобыумереть, вы — чтобы жить, а что из этого лучше — нам неизвестно.
Ученик: Казнили Сократа не сразу. Был праздничный месяц и все казни отложили.Друзья предлагали Сократу бежать, но на это он ответил: «Куда? Разве есть такое место гделюди не умирают?». Его спросили, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил:«Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а моёмёртвое тело».
Другой ученик: Казнили Сократа в Афинах. Ему подали чашу с вином, в котором быляд — он выпил её до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише, умирать надо похорошему». Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнёс: «Принесите жертву богуздоровья». Когда последний вздох покидал его тело, многим послышался голос, которыйгорько молвил: «Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться».

Приложение 2

Урок-викторина «История России в стихах»
Цели:

1. Закрепить полученные на уроках истории знания.
2. Пробуждать интерес к предмету.
3. Развивать умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:Учитель объявляет тему игры, представляет три команды по шесть человек каждая.Капитаны представляют свои команды.
2. Условия игры:Предлагается три конкурса.

Первый –«Старинные русские города» (каждой команде зачитывается стихотворение о городе.Ребята должны отгадать город и ответить на вопросы: 1-й - о каком городе идет речь?2-й - где он основан? 3-й - кто основал? 4-й - назвать архитектурно-исторические памятникиэтого города. За каждый вопрос - один балл).
Задание первой команде: Святой Софии купола
Отсюда путнику светили.
Славян столица здесь была
Впервые русских здесь крестили.
(ответы: г. Киев, на 1-й - 860 г., на 2-й - р. Днепр, на 3-й - князь Кий, на 4-й – Золотыеворота, Софийский собор).
Задание второй команде:Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.
(ответы: г. Москва, на 1-й - 1147 г., 2-й - Москва-река, 3-й - князь Юрий Долгорукий, 4-й -
собор Василия Блаженного).
Задание третьей команде: По живленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
(ответы: г.Санкт-Петербург, на 1-й - 1703, 2-й - р. Нева, 3-й - Петр Первый, 4-й -Кунсткамера).
ПОЯСНЕНИЕ
Команды за этот конкурс могут получить за каждый правильный ответ один балл (видеале - 5).
Конкурс второй - "Поймай дату!" (каждой команде ведущий читает тристихотворения, команда посоветовавшись должна назвать дату и событие. За правильныйответ - один балл).
Задания первой команде:Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям.
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: "Дань платить мы не будем!"
(ответ: 1480 г. - завершение ордынского ига).
Киев замер, в одночасье вымер,
Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь Владимир
Сокрушал языческих богов.
(ответ: 988 г. - крещение Руси).
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
(ответ: 1812 г. - Бородинское сражение)
Задания второй команде: Позади у воинов Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
(ответ: 1380 г. - Куликовская битва).
Прервался древний царский род,
Распалась связь времен,
И обсуждают на Руси:
"Кому же быть царем?"
(ответ: 1613 г. - начало правления династии Романовых).
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки,
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы
Сквозь огнь окопов рвутся шведы.
(ответ: 1709 г. - Полтавская битва).
Задания третьей команде: Впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей
Левонцы едут грозным клином
Свинной железной головой.
(ответ: 1242 г. - Ледовое побоище)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингиз-хана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли.
(ответ: 1237 г. - вторжение монголо-татар на Русь)
Молодой, широкоплечий, статный
Перед Грозным Федоров Иван
О палате рассуждал печатной,
Где поставит он печатный стан.
(ответ: 1564 г. - начало книгопечатания на Руси)
Заключительный конкурс: "Великие личности России" (каждая команда должна назватьисторическую личность и ответить на вопросы ведущего после прочитанного ведущимстихотворения.Один ответ - один балл).
Задание первой команде: То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(ответ:Петр Великий).
Вопросы: 1-й - о ком здесь говорится? 2-й - чем этот человек прославился? 3-й – когдаправил?
Задание второй команде: Славься, народу давший свободу.
Доля народа, счастье его -
Свет и свобода! Прежде всего.
(ответ: Александр 2).
Вопросы: 1-й - о каком императоре идет речь? 2-й - о какой свободе здесь говорится? 3-й -когда произошло событие?
Задание третьей команде:В этот памятный год москвичи неспроста
Дали прозвище князю: Иван Калита.
Калита - "это значит мешок для монет,
И точнее для князя названия нет".
(ответ: князь Иван 2).
Вопросы: 1-й - за что москвичи дали князю такое прозвище? 2-й - в каком веке он правил?3-й - чем прославился?
Подведение итогов: подсчет очков, награждение команд, команды-победительницы.

Приложение 3

Примерные темы проектов по истории

1. Мир глазами древних шумерца, египтянина и китайца.
2. Нравы и быт древних эллинцев и римлян.
3. Идеалы и образование в раннее Средневековье.
4. Путь изваряг в греки – фактор образования русской государственности.
5. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
6. Феномен православной русской культуры.
7. Галерея забытых знаменитых художников России (до ХХ века).
8. От каменного рубила до компьютера.
9. План развития России по шведскому образцу.
10. Альтернативы развития России в XVI веке.
11. Учебник истории – каким он должен быть.

Формы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках истории